Крупнейшие китайские компании объединились против Alibaba

Китайские компании, среди которых крупнейший в Китае девелопер коммерческой недвижимости Dalian Wanda Group и интернет-гиганты Tencent Holdings (соцсети, мессенджер и др.) и Baidu (крупнейший китайский поисковик), создают компанию, которая будет конкурировать на рынке онлайн-торговли с Alibaba. Однако догнать чудо китайского Интернета, которое оставило позади даже своих американских соперников — eBay и Amazon.com, будет непросто.

Союз крупнейших

Компании планируют вложить в совместное предприятие 5 млрд юаней ($ 814 млн), 70% в нем будет принадлежать Wanda и по 15% — каждой из интернет-компаний, говорится в сообщении Wanda Group. Зарегистрировать фирму планируется в Гонконге. СП объединит поисковые сервисы Baidu с популярной социальной платформой WeChat (крупнейшая соцсеть в Китае, число пользователей которой составляет около 438 млн человек), Tencent и инфраструктурой Wanda.

Помимо сети из 40 фешенебельных отелей группа Wanda управляет как минимум 49 объектами коммерческой недвижимости по всему Китаю и 40 торговыми центрами. В прошлом году компания инвестировала 50 млрд юаней (более $ 8 млрд) в строительство киностудии и тематического парка развлечений в Циньдао (город на востоке Китая на берегу Желтого моря). Ожидается, что проект будет привлекать более 1 млн посетителей ежегодно и приносить прибыль на уровне $ 960 млн. Помимо этого Wanda принадлежит американская сеть кинотеатров AMC Entertainment Holdings, что делает компанию крупнейшим оператором кинотеатров в мире.

К 2015 году Wanda планирует оборудовать все принадлежащие ей торговые центры, отели и места развлечений сервисами e-commerce, развитием которых займется как раз создаваемый конкурент Alibaba. По словам Дун Цэ, который возглавит новую компанию, благодаря объединению Wanda сможет увеличить число пользователей своих услуг e-commerce с нынешних 40 млн человек до 100 млн уже к следующему году.

Новая площадка должна стать крупнейшей в мире online-to-offline платформой, отмечает Дун Цэ. Суть online-to-offline (O2O) коммерции заключается в привлечении покупателей в Интернете с тем, чтобы они приходили в обычные офлайн-магазины или покупали иные традиционные услуги. Классическим примером O2O являются сервисы по продаже купонов вроде Groupon или Vigoda.ru.

«O2O — крупнейший „пирог“ в онлайн-коммерции», — заявил руководитель Wanda Ван Цзяньлинь (цитата по Bloomberg). «Сейчас настоящей площадки O2O в Китае не существует, и в этой ситуации шансы у всех приблизительно равны», — считает он.

Китайский рынок интернет-торговли — крупнейший в мире, и, по оценкам McKinsey & Co., его объем увеличится более чем в три раза к 2015 году по сравнению с 2011 годом, до $ 395 млрд. Число китайских интернет-пользователей выросло до 632 млн, приводит Bloomberg данные официальной статистики: это больше населения любой страны мира, за исключением Индии. И согласно прогнозам, уже к 2015 году это число может вырасти до 850 млн человек.

Союз богатейших

Глава Tencent Ма Хуатэн до недавнего времени был самым богатым человеком Китая, однако, согласно индексу миллионеров агентства Bloomberg, основатель Alibaba Джек Ма уже обогнал его на $ 5,5 млрд. Состояние Джека Ма оценивается в $ 21,8 млрд, из которых $ 11 млрд приходятся на его долю в Alibaba. Руководитель Baidu Робин Ли сейчас занимает третье место среди богатейших людей Китая, тогда как Ван Цзяньлинь из Wanda — четвертую строчку рейтинга.

«За этой битвой очень интересно наблюдать: три самых богатых человека объединяют усилия, чтобы бросить вызов еще более богатому», — сказал Bloomberg директор китайского центра по исследованию электронной коммерции в Ханчжоу Цао Лэй. Но он считает, что новая компания вряд ли сможет всерьез конкурировать с Alibaba сразу после создания: «Рим нельзя построить за один день».

О том, что с Alibaba не так‑то просто соперничать не только новым компаниям, но и заслуженным лидерам мировой интернет-торговли, свидетельствует опубликованный накануне отчет о финансовых показателях Alibaba за последний квартал. Alibaba часто описывают как нечто среднее между eBay и Amazon.com, но с апреля по июнь китайская компания заработала больше, чем оба ее американских конкурента вместе взятые. Чистая прибыль Alibaba за период почти в два раза превышает аналогичный суммированный показатель конкурентов — она выросла почти в три раза в годовом исчислении и составила $1,99 млрд.

«Alibaba все еще обладает огромным потенциалом для генерации денег, во многом благодаря своим мобильным приложениям», — прокомментировал Bloomberg отчет аналитик из гонконгской Arete Research Service. Согласно обновленному проспекту Alibaba на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США, число активных мобильных пользователей сервисов компании в июле составило 188 млн, что существенно превосходит мартовский показатель (163 млн человек). При этом 32,8% всех транзакций Alibaba за прошедший квартал пришлось на мобильные устройства.

Alibaba предстоит назвать стоимость своих акций перед IPO. Согласно средней оценке 11 аналитиков, опрошенных Bloomberg, компания может быть оценена в $187 млрд после продажи акций. По данным источников Bloomberg, дебют Alibaba на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) может состояться уже 16 сентября. Road-show компании, предшествующее этому событию, стартует 3 сентября.

Ожидается, что выход Alibaba на IPO станет рекордным в истории NYSE и позволит компании привлечь около $ 20 млрд. До сих пор рекорд по объему привлеченных на биржах США средств принадлежал платежной системе Visa, которая в 2008 году провела первичное размещение своих акций, заработав на этом $17,9 млрд.

Опубликовано 2 сентября 2014 года. Метки:
По материалам открытых источников.
При перепечатке материалов сайта гиперссылка на rosgsm.ru обязательна.