Alibaba и 30 инвесторов

IPO китайского интернет-гиганта Alibaba Group стало рекордным для высокотехнологичных компаний. Разместив 13% акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) по $68 за акцию, Alibaba Group привлекла $21,76 млрд. Сразу после IPO котировки компании подскочили на 36%, до $92,7 за ценную бумагу.

Alibaba Group вчера разместила на NYSE 320 млн акций (13% от акционерного капитала) по $68 за бумагу, что соответствовало верхней границе объявленного ранее ценового коридора. Таким образом, 100% акций Alibaba Group оценены в $167,62 млрд, что в 2,5 раза выше текущей капитализации американского онлайн-аукциона eBay ($65,4 млрд). Торги акциями под тикером Baba начались на Нью-Йоркской фондовой бирже с двухчасовой задержкой, после чего котировки сразу взлетели на 36%, до $92,7. Капитализация Alibaba Group при этом составила $228,1 млрд, превысив стоимость Facebook ($199,2 млрд).

В результате IPO компания привлекла $21,76 млрд на NYSE. На текущий момент это самое крупное первичное размещение среди высокотехнологичных компаний. Предыдущий рекорд был установлен в 2012 году социальной сетью Facebook, которая получила по итогам сделки $16 млрд. А большие объемы денег на IPO, чем Alibaba, привлекали лишь два банка, и они тоже китайские: в 2010 году Сельскохозяйственный банк Китая разместил свои акции на $22,1 млрд, а Промышленный и коммерческий банк Китая (ICBC) привлек в 2006 году $22 млрд. Впрочем, скорее всего, банки-организаторы сделки — Citi, Credit Suisse, Deutsche Bank, Goldman Sachs, JP Morgan, Morgan Stanley — воспользуются опционом на переподписку, распространяющимся на 48 млн акций. Это добавит к сумме IPO еще $3,2 млрд, и тогда размещение Alibaba станет самым крупным в истории. Срок исполнения опциона — 30 дней. Сейчас по капитализации Alibaba уступает только Google и Facebook — $398,6 млрд и $200,2 млрд соответственно.

Alibaba Group основана в 1999 году. Специализируется на интернет-торговле, а также создании площадок и технологий для e-commerce. В группу входит целый ряд компаний, в том числе розничный портал Taobao (более 6 млн онлайн-продавцов), онлайн-площадка Tmall.com (представляет крупные бренды и ритейлеры), платежная система Alipay, ресурс AliExpress, ориентированный на зарубежных покупателей (основная аудитория сайта — из России, Бразилии и США), и др. По данным компании, обрабатывающей 14,5 млрд заказов ежегодно на сумму $296 млрд, количество активных покупателей, пользующихся сервисами Alibaba Group, — 279 млн человек. В Китае на ресурсы компании приходится более 80% всех онлайн-продаж. Выручка Alibaba Group за год, закончившийся 31 марта 2014 года, составила $8,5 млрд, чистая прибыль за тот же период — $3,77 млрд. Во втором квартале этого года выручка составила около $2,5 млрд, чистая прибыль — около $2 млрд.

В перечне основных и продающих свои акции совладельцев Alibaba Group значатся 30 человек и организаций. Согласно проспекту, опубликованному на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США, крупнейшим продавцом своей доли в Alibaba в ходе IPO стала американская интернет-компания Yahoo!, которая предложила инвесторам 121 млн акций (4,9%). Таким образом, компания, инвестировавшая $1 млрд в Alibaba еще в 2005 году, выручила почти $8,3 млрд, оставив за собой еще 13,1% акций. Основатель и глава компании Джек Ма сократил свою долю с 8,8% до 7,8%, продав 12,75 млн акций и заработав на этом $867 млн. Крупнейший инвестор Alibaba — японская SoftBank Corp. — не стал продавать акции Alibaba, и, хотя его доля сократилась с 34,1% до 32,4%, после IPO она оценивается более чем в $54 млрд.

В сентябре 2011 года стало известно, что фонд DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова, американская Silver Lake и китайский фонд Yunfeng Capital возглавили консорциум инвесторов, который вложил в Alibaba Group $1,6 млрд и получил за это около 5% китайского онлайн-ритейлера. В списке продающих акционеров, однако, DST Global не значится. Вчера в DST Global и компании USM Advisors, управляющей активами Алишера Усманова, на запросы относительно IPO Alibaba не ответили. В марте гендиректор USM Advisors Иван Стрешинский говорил Bloomberg, что доходность инвестиций в китайские компании, в частности в Alibaba Group, будет «сравнима и даже выше» доходности инвестиций в Facebook.

Опубликовано 22 сентября 2014 года. Метки:
По материалам открытых источников.
При перепечатке материалов сайта гиперссылка на rosgsm.ru обязательна.