Государственное ОАО ГЛОНАСС, которое будет оператором системы экстренного оповещения о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС, должно быть создано уже в этом году, но чиновники до сих пор не определились, кто будет управлять им со стороны государства. Как стало известно «Ъ», на эту роль претендуют Росимущество, Минтранс и, возможно, «Ростех».
О разногласиях между Минтрансом и Росимуществом по вопросу управления акциями создающегося ОАО ГЛОНАСС «Ъ» рассказал источник в правительстве. Согласно плану мероприятий, подписанному премьер-министром Дмитрием Медведевым 9 августа, ОАО ГЛОНАСС будет единственным оператором системы экстренного оповещения оперативных служб о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС. С 2017 года датчики ЭРА-ГЛОНАСС будут устанавливаться на все новые автомобили, а на базе системы будут создаваться коммерческие сервисы. По расчетам правительства, валовой доход ОАО ГЛОНАСС в 2018 году составит 5 млрд руб. В четвертом квартале 2014 года правительство должно принять решение о создании ОАО ГЛОНАСС со стопроцентным госучастием, на второй квартал следующего года запланирована допэмиссия ОАО в пользу государства. В качестве оплаты РФ внесет в уставный капитал ОАО систему ЭРА-ГЛОНАСС.
Проблема в том, что в правительственной «дорожной карте» не указано, какое ведомство будет представлять государство в качестве единственного акционера ОАО ГЛОНАСС, утверждает источник «Ъ». Дело в разногласиях Росимущества и Минтранса, уточняет он, это же подтверждают в Росимуществе. Минтранс предложил модель управления, сочетающую в одном лице орган, определяющий стратегию развития и бюджетное финансирование системы ЭРА-ГЛОНАСС, прямое непосредственное управление единственным исполнителем проекта — ОАО ГЛОНАСС, а также орган, контролирующий реализацию проекта и формирующий итоговый отчет об этом перед правительством, перечисляют в пресс-службе Росимущества. А единственным акционером ОАО ГЛОНАСС от имени государства предполагается Минтранс вместо Росимущества. «Такая модель не способствует эффективному управлению по причине узкоотраслевой принадлежности, в то время как сам по себе проект имеет межотраслевой характер: в нем участвуют Роскосмос, Минпромторг, госкорпорация „Ростех“, Минэнерго, Минздрав, Минсельхоз, ФСБ, МВД и Минобороны», — отмечают в ведомстве. Кроме того, предложенная Минтрансом модель не является прозрачной из-за отсутствия независимого контроля над стратегическими результатами, финансовым состоянием, эффективностью бюджетных инвестиций и реализацией инвестиционных программ. По мнению Росимущества, развивая систему ЭРА-ГЛОНАСС, не стоит менять сложившуюся систему управления акциями, находящимися в федеральной собственности, определенную постановлением правительства N738. Согласно этому постановлению, Росимущество осуществляет от имени государства права акционера. В Минтрансе не стали комментировать разногласия с Росимуществом.
Интерес к управлению ОАО ГЛОНАСС есть и у «Ростеха», говорит еще один собеседник «Ъ» в правительстве. Менеджер, знакомый с планами «Ростеха», уточняет, что госкорпорация рассчитывает стать управляющей компанией ОАО ГЛОНАСС. «Такой сценарий обсуждался на межведомственных рабочих группах», — утверждает собеседник «Ъ». Президенту некоммерческого партнерства ГЛОНАСС (нынешний оператор ЭРА-ГЛОНАСС) Александру Гурко известно об интересе «Ростеха» к создающемуся ОАО ГЛОНАСС. «О каком пакете акций может идти речь, насколько мне известно, пока не обсуждалось», — сообщил Александр Гурко. Кроме того, «Росэлектроника», КамАЗ, АвтоВАЗ, Российская корпорация средств связи, совладельцем которых является «Ростех», заинтересованы в сотрудничестве с ОАО ГЛОНАСС, добавил он. О планах госкорпорации стать управляющей компанией ОАО ГЛОНАСС господин Гурко «ничего не слышал».
Предложение «Ростеха» может быть реализовано, в случае если структура госкорпорации будет назначена управляющей компанией в качестве единоличного исполнительного органа ОАО ГЛОНАСС, при этом акции могут находиться на балансе Росимущества или Минтранса, предполагает источник «Ъ», знакомый с ситуацией. В пресс-службе «Ростеха» возможное участие в управлении ОАО ГЛОНАСС не комментируют.
Опубликовано 26 августа 2014 года.