Введение муниципальных сборов с некоторых видов бизнеса обернется колоссальными проблемами не только для традиционной торговли, но и для интернет-магазинов, утверждает Ассоциация компаний розничной торговли. Более того, если соответствующие поправки одобрит Госдума, иностранные онлайн-ритейлеры получат преимущество перед отечественными. В отличие от Amazon, Alibaba или eBay им придется платить не только за доставку, но и за хранение товаров на своих складах внутри страны.
От введения квартальных сборов с российского бизнеса выиграют иностранные интернет-магазины, пишет Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) председателю комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрею Макарову (копия письма есть у «Ъ»). Соответствующие поправки бюджетный комитет Госдумы обсуждал на прошлой неделе. В соответствии с ними, местные власти наделяются правом взимать сборы за отдельные виды предпринимательской деятельности.
Например, киоскам, магазинам и предприятиям общепита площадью менее 50 кв. м придется платить 600 тыс. руб. в квартал. Для тех, кто ведет аналогичную деятельность на больших площадях, сбор будет рассчитываться исходя из ставки 6 тыс. руб. за 1 кв. м. Аналогичную ставку применят и для компаний, отпускающих товар со склада. Кроме того, под сборы попала и перевозка грузов (от 60 до 300 тыс. руб. в зависимости грузоподъемности).
Согласно расчетам «Опоры России», изложенным в письме председателю Госдумы Сергею Нарышкину (копия есть у «Ъ»), предложенные ставки нового сбора в некоторых случаях равны доходу предприятий, облагаемых этим самым сбором. Например, для столичных рестораторов (в среднем работают на 240-250 кв. м) новый сбор превысит все уплачиваемые сейчас налоги, что, в свою очередь, по разным оценкам может повлечь уход с рынка 15-20% московских игроков.
В АКОРТ отмечают, что в сфере розничной торговли введение сборов окажет негативное влияние не только на классическую торговлю, но и на дистанционную. «Многие продавцы обеспечивают доставку товаров своим покупателям бесплатно», — поясняют в ассоциации. И таким компаниям придется уплачивать сбор дважды — со своих складов или мест розничной продажи и за право доставлять товар, предупреждает АКОРТ. При этом даже если интернет-магазин будет доставлять свои товары с помощью транспортных компаний, в стоимость покупки сбор будет включен дважды. Таким образом, налоговое бремя для дистанционных магазинов будет выше, чем для стационарных.
С учетом того, что почтовые компании, оказывающие в том числе и услуги по перевозке товаров, под новые сборы не попадают, они получат определенные преференции, опасаются розничные продавцы. «Возможно искусственное перераспределение услуг по доставке в пользу почтовых компаний», — не исключают в АКОРТ. Как результат — изъятие прибыли у транспортных компаний, увеличение нагрузки на почтовые, влекущее за собой увеличение сроков доставки.
В такой ситуации в выигрыше останутся иностранные интернет-магазины (например, Amazon, eBay, Alibaba др.), «Указанные компании осуществляют доставку товаров со складов, расположенных, как правило, за пределами России, используя для доставки услуги организаций почтовой связи», — объясняет АКОРТ. Благодаря этому себестоимость товаров у иностранных компаний будет ниже, чем у российских, что поставит отечественных игроков в неравные конкурентные условия. В своем обращении АКОРТ просит освободить дистанционную торговлю и деятельность по доставке товаров покупателям от муниципального сбора.
Объем российского рынка электронной торговли в 2014 году увеличится на 30%, до 700 млрд руб., прогнозировала в своем исследовании итогов первого полугодия 2014 года Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) вместе с GFK и Enter. В прошлом году, согласно оценкам АКИТ, рынок вырос на 34%, до 544 млрд руб. (в 2012-м — объем e-commerce увеличился на 26,5%, до 305 млрд руб.).
Андрей Макаров не ответил на звонки «Ъ». Вчера депутат заявил ТАСС, что не исключает распространения местных сборов исключительно на Москву. Директор по развитию бизнеса AliExpress (входит в Alibaba Group) в России и СНГ Марк Завадский не стал комментировать письмо АКОРТ. В российском представительстве eBay на запрос «Ъ» не ответили.
«Мы абсолютно солидарны с АКОРТ и считаем, что в случае введения этих сборов они ударят по всем участникам рынка — как по мелким, так и средним и крупным», — говорит исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Виталий Жигулин. Новые правила выдавят бизнес в «серый» сегмент, что, естественно, скажется на уплате налогов, уверен господин Жигулин. Любое повышение налоговой нагрузки в конечном счете всегда ложится на добросовестных игроков, говорит руководитель департамента развития проектов интернет-гипермаркета Ozon.ru Михаил Осин. «Кто-то уходит от уплаты налогов, кто-то работает из-за рубежа», — поясняет он.
Опубликовано 13 ноября 2014 года.