Антипиратский законопроект депутатов Госдумы, разрешающий блокировку сайтов на время судебных разбирательств, может быть принят в первом чтении уже завтра. Замечания профильного думского комитета вызвали лишь два пункта: передача полномочий по делам об интернет-пиратстве исключительно Мосгорсуду, что нарушает доступ к правосудию, и противоречащая закону блокировка сайтов до подачи судебного иска.
Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендовал принять в первом чтении проект «О внесении изменений в законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Соответствующее решение было опубликовано в минувший вторник.
Законопроект, внесенный в конце прошлой недели членами комитета по культуре Владимиром Бортко (КПРФ), Еленой Драпеко («Справедливая Россия») и Марией Максаковой-Игенбергс («Единая Россия»), описывает порядок удаления и блокировки пиратского контента в интернете. По замыслу авторов законопроекта правообладатель, обнаруживший в сети контент, нарушающий его права, должен обратиться с заявлением в Мосгорсуд, который наделяется исключительными полномочиями по рассмотрению таких дел. Мосгорсуд в качестве обеспечительных мер может выдать исполнительный лист, с которым правообладатель обращается уже в Роскомнадзор. Ведомство, в свою очередь, направляет хостинг-провайдеру сайта со спорным контентом уведомление о нарушении прав, которое тот пересылает владельцу сайта. Если он или провайдер не приняли никаких мер по удалению контента, Роскомнадзор на основании судебного акта может потребовать от операторов связи блокировать доступ ко всему сайту.
Профильный комитет в заключении на законопроект предъявил лишь два замечания. Во-первых, передача всех дел Мосгорсуду приведет к увеличению нагрузки на суд и «нарушению доступа к правосудию», так как заявления туда будут поступать со всей страны. Во-вторых, из проекта следует, что суд может принять обеспечительные меры, в том числе по блокировке, всего лишь по заявлению правообладателя, то есть до соответствующего судебного иска и возбуждения дела. Но по действующему законодательству «пока иск не предъявлен, он не может быть обеспечен», указывает комитет. Тем не менее в заключении и проекте постановления Госдумы предлагается назначить первое чтение документа уже на эту пятницу, 14 июня, после чего направить его в правительство и президенту РФ, предоставив лишь трехдневный срок для внесения поправок.
Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в понедельник разослала письма с предложением направить законопроект на доработку — в том числе в администрацию президента, аппарат правительства, Минкомсвязи, Общественную палату, рассказала аналитик РАЭК Ирина Левова. Проект предоставляет широкие возможности для злоупотреблений и повлечет массовый отток владельцев сайтов в иностранную юрисдикцию, финансовые потери и нарушения прав хостинг-провайдеров, операторов связи, владельцев сайтов и пользователей, говорится в письме. Его авторы указывают, что правообладатель, например, не несет ответственности за ложные заявления и имеет возможность вообще не подавать иск, а лишь обращаться за применением обеспечительных мер, нанося, таким образом, ущерб владельцу заблокированного сайта. Пострадают от этого лишь легитимные ресурсы, а пиратские «легко найдут технические способы обхода блокировок», считают в РАЭК.
Опубликовано 13 июня 2013 года.