Apple начала год с рекорда: за первую неделю января владельцы iPhone и iPad потратили в магазине приложений App Store почти $500 млн. Apple достаточно авторитарна в отношении ценообразования в своем магазине. Если в магазине приложений Google разработчики могут устанавливать своим приложениям разные цены для разных стран, то в App Store цена привязана к единым для всего мира уровням. Минимальный уровень в США — $0,99. До 19 декабря он соответствовал 33 рублям, после чего Apple подняла рублевый эквивалент сразу до 62. В начале января базовая цена снизилась до 59 рублей, но это скорее косметическая мера.
Разработчик, недовольный резким изменением рублевой цены на свое приложение, может изменить ценовой уровень. Однако в этом случае упадет и цена в долларах для всего мира. Forbes выяснил, как российские компании отреагировали на эту ситуацию.
Повезло разработчикам тех приложений, чьи пользователи живут за пределами России и СНГ. Но среди российских таких мало. Если большая часть продаж приходится на Россию, то лучше снизить цену, а если ниже некуда — дать больше за те же деньги, советует гендиректор разработчика приложений Disrapp Василий Мещеряков. Сложнее всего, когда продажи делятся примерно поровну. «Тут все зависит от конкретного спроса, стоимости и соотношения выручки по странам. Нужно активно заниматься аналитикой и проверять гипотезы», — объясняет Мещеряков.
Медиасервисы с оплатой по подписке «Яндекс.Музыка», «Амедиатека» и Bookmate, для которых российский рынок является ключевым, после декабрьского повышения рублевых цен самостоятельно их снизили — однако точного совпадения с прежней ценой добиться не смогли. В итоге подписка на Bookmate при оплате через App Store подорожала, и в справке сервиса сообщается: «Сделать ее такой же, как раньше, мы не можем — Apple дает на выбор несколько вариантов стоимости и заставляет выбирать из них, не предоставляя возможности указать ту стоимость, что хотим мы». «Яндекс», столкнувшись с той же проблемой, предпочел сделать свой музыкальный сервис дешевле прежнего: после повышения стоимости подписки со 199 рублей до 374 рублей компания снизила ее до 185,99 рубля в месяц. Автоматически сервис резко подешевел для пользователей из Белоруссии, Украины и Казахстана: для них цена подписки упала с $5,99 до $2,99.
Сложнее компании Mail.Ru Group, существенную часть выручки которой приносят покупки, встроенные в игры. Ее «Эволюция: Битва за Утопию», признанная самой Apple одной из лучших iOS-игр 2014 года, оказывалась в десятке самых прибыльных iOS-приложений в сорока странах. Поэтому при снижении рублевых цен на компании очень сказалось бы изменение цен в других валютах, и она не стала менять ценовой уровень. В итоге для российских игроков покупки в Android-версии «Эволюции» сейчас обходятся дешевле, чем в iOS-версии той же самой игры. Компанию это не устраивает, и она уже обратилась в App Store с просьбой предоставить функционал, позволяющий самостоятельно регулировать цены для разных регионов.
Любителям World of Tanks от Wargaming не повезло. Игроки с разными смартфонами сражаются друг с другом, и разные цены внутриигровых покупок приводят к дисбалансу, давая одним игрокам преимущество в бою. В результате при повышении рублевых цен в App Store единственным вариантом для компании оказалось самостоятельно поднять их и в Android-версии игры. Это решено было компенсировать другими способами, объясняет продюсер Wargaming Артем Сафронов: «Мы сфокусировали наши усилия на работе с аудиторией, чтобы сложившаяся ситуация не повлияла на ее настроение и комфорт. Мы активировали ряд больших скидок на внутриигровой контент. В результате нам удалось обеспечить рост ключевых показателей проекта».
У обеих наиболее популярных российских соцсетей после действий Apple изменились цены внутренних покупок в их iOS-приложениях («ВКонтакте» продает там наборы стикеров, «Одноклассники» — внутреннюю валюту «ОКи»). «ВКонтакте» в результате сменили ценовой уровень, приблизив рублевую цену стикеров к прежней (долларовая при этом снизилась с $1,99 до $0,99), а «Одноклассники» по итогам двух вмешательств Apple решили этого не делать. «Спрос остался таким же, поэтому сейчас мы приняли решение не менять цены. В любом случае мы будем следить за ситуацией», — сообщил директор по маркетингу и развитию бизнеса Арсен Исрапилов.
Игровая компания Nevosoft настроена оптимистично. «Повышать цены в связи с рыночной ситуацией — это нормальная практика. Какой-то волны негатива от игроков после подорожания мы не увидели», — говорит сооснователь Павел Ряйкконен. Одной из игр компании даже удалось значительно подняться в топе кассовых игр.
Осторожный оптимизм высказывает и Василий Мещеряков из Disrapp. По его оценке, хотя оборот рынка в целом мог немного просесть (по крайней мере, в секторе финансовых приложений, где Disrapp представлены популярным сервисом CoinKeeper), для отдельных разработчиков новости оказались хорошими: «В большинстве случаев все действия будут лишь ради того, чтобы не потерять в выручке, но можно и выиграть, особенно если конкуренты будут действовать неудачно».
iPhone и iPad популярны, но пользователей Android-смартфонов больше. Чего ждать владельцам таких гаджетов и разработчикам приложений для них?
Google, в отличие от Apple, пока вмешиваться в происходящее не хочет. «Google не устанавливает цены в магазине Google Play. Их определяют партнеры-разработчики. Предположительно стоимость приложений может меняться в рублях вслед за изменением курса, если цена на приложение зафиксирована в долларах», — сообщили в пресс-службе компании.
У того же «Яндекса» есть собственный магазин приложений для платформы Android. «Мы не планируем менять сетку стоимости приложений в Яндекс.Store. Один доллар там по-прежнему эквивалентен 29 рублям. Изменение стоимости для одной страны невозможно, и пока мы не видим изменения стоимости приложений их разработчиками», — прокомментировала ситуацию пресс-служба компании.
В Microsoft, где цены также нельзя выставить независимо, не комментируют вопрос о возможном изменении курса в магазине приложений для Windows Phone. А популярный игровой сервис Steam оставил прежние рублевые цены, но ввел региональное ограничение, не позволяющее россиянам применять функцию «подарить игру» к иностранцам: это позволило бы жителям других стран легко получать игры по российским ценам.
Поправка на курс рубля, похоже, может сказаться не только на выручке разработчиков от продажи приложений в App Store, но и на доходах самой Apple.
Опубликовано 19 января 2015 года. Метки: iOS