Осенью конкуренция между МТС, «МегаФоном» и «ВымпелКомом» («Билайн») может обостриться. Уже сейчас абонентам непросто сделать свой выбор, а с 1 декабря, когда в России появится услуга по сохранению прежнего номера при смене оператора, мобильным компаниям придется искать новые способы продвижения. Директор по аналитике и инсайтам OMD MD|PHD Group Сергей Матвеюк советует им сделать упор на Интернет и объединить маркетинговые кампании на ТВ, в «наружке» и цифровых медиа.
В 2012 году телекоммуникационные бренды потратили на рекламу почти 11,5 млрд руб., говорится в исследовании агентства PHD (входит в BBDO Group наравне с OMD MD|PHD), которое имеется в распоряжении РБК daily. Больше всего операторы инвестировали в рекламу на ТВ — 52% от общего медиабюджета. На втором месте реклама в Интернете — на нее компании отдают до 26% бюджета.
Средний возраст абонентов «большой тройки» превышает 40 лет. У «МегаФона» клиенты помоложе — в среднем 41,5 года, в то время как у МТС и «ВымпелКома» — 43,4 и 42,7 года соответственно.
Сергей Матвеюк считает, что операторы сотовой связи в последнее время сравнялись между собой по техническим показателям — охвату, качеству связи, цене, предоставляемым услугам. Чтобы хоть как-то отличаться друг от друга в коммуникациях, они используют «тяжелую артиллерию» — приглашают звезд для участия в рекламе: у МТС это, например, Нагиев, Валуев, «Квартет И», Дюжев, Ефремов, а у «МегаФона» — Иван Ургант.
Но в ближайшее время конкурировать «большой тройке» станет еще сложнее в связи с принятием закона о переносимости номера. И одними звездами тут делу не поможешь. Поэтому г-н Матвеюк предлагает обратить внимание на интегрированный подход в продвижении, когда объединяется реклама на ТВ, в «наружке» и Интернете. «Значительная часть новых услуг операторов в первую очередь ориентирована на молодую и продвинутую аудиторию. Чаще всего молодежь проводит время в Интернете и перед экраном смартфона и планшета», — отмечает эксперт. Так, в мае 2013 года на подростков старше 12 лет пришлось 55,1% среднесуточной аудитории Интернета. Для сравнения: у ТВ этот показатель — 67,1%. Коммуникация с этой аудиторией через цифровые медиа более продуктивна и эффективна, уверен директор по аналитике и инсайтам.
«Для сотовых операторов наступает момент, когда их услуги перестают восприниматься потребителем как нечто вдохновляющее, — резюмирует соучредитель рекламного агентства Dr.Jung Дмитрий Козлов. — Эти компании еще до недавних пор строили свою рекламу на эйфории от цифровых возможностей, открывшихся людям 10-15 лет назад. Операторам пора привыкать, что такой базис для рекламных стратегий сходит на нет».
На замену приходят более точные, гибкие методы коммуникации с аудиторией, уверен эксперт: «Развитие брендированных сервисов и контента, встройка в цифровое коммуникационное поле потребителя, постоянное взаимодействие с ним — вот что будет ареной конкурентной борьбы в ближайшие годы».
«Люди стали значительно меньше доверять традиционной рекламе, и чтобы донести информацию, интегрированный подход является наиболее оптимальным», — считает представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева. По ее словам, хотя возможности для стандартной рекламы в социальных сетях ограничены, «никто не сможет поспорить с тем, что на сегодняшний день соцсети — самый быстрорастущий и быстро реагирующий медиаканал, владеющий уже более 80% дневной аудитории Рунета».
«МегаФон» исторически использовал соцсети как PR-канал, отмечает представитель оператора Юлия Дорохина. «И сейчас все чаще рассматриваем его как маркетинговый медиаканал», — добавила она.
«МТС в Интернете помимо прямой медиарекламы реализует спецпроекты, что позволяет сохранить присутствие компании в Рунете и снизить стоимость контакта», — рассказал представитель компании Дмитрий Солодовников. Он добавил, что соцсети способны обеспечить охват аудитории, сопоставимый или даже превышающий возможности интернет-порталов. Однако наиболее эффективными для российского массового рынка с точки зрения стоимости контакта и уровня доверия по-прежнему остаются традиционные рекламные каналы — ТВ и наружная реклама, уверен г-н Солодовников. И наибольшего эффекта можно добиться, совмещая традиционную рекламу, а также спецпроекты и размещения в соцсетях.
Опубликовано 9 июля 2013 года. Метки: Билайн, Вымпелком, МегаФон, МТС