Цены в магазинах не успевают за стремительно дешевеющим рублем: если раньше ретейлеры диктовали условия поставщикам, то теперь оптовики ставят ультиматумы сетям. Торговцам, не согласным на быстрое повышение закупочной стоимости, поставки просто приостанавливаются.
Ультиматумы ретейлерам
Представитель сети гипермаркетов Auchan Мария Курносова сообщила РБК, что часть поставщиков, как продовольственных, так и непродовольственных категорий, прислали письма о том, что они готовы прекратить отгрузку товаров, если ретейлер не увеличит закупочные цены. «В частности, „Сады Придонья“ поставили нам подобный ультиматум, и мы находимся с данным поставщиком в стадии активных переговоров», – сказала она.
Начальник отдела информации и PR производителя соков «Сады Придонья» Елена Нечипоренко подтвердила, что вечером 16 декабря компания предупредила партнеров о приостановке отгрузки с 16 по 21 декабря. Причина – необходимость пересмотреть цены на продукцию из‑за падения курса рубля. По ее словам, некоторые контрагенты «Садов Придонья» приняли новые цены, и отгрузка им продолжается, с остальными ведутся переговоры.
Источники РБК в компаниях-производителях сообщили, что схожая ситуация происходит в сети мелкооптовых магазинов Metro Cash & Carry: часть ее контрагентов либо прекратила отгрузку, либо предупредила сеть об этом. Представитель Metro C&C в России Оксана Токарева говорит, что компания «ведет переговоры с поставщиками».
«Мы получили девять подобных писем, это, в основном, компании второго эшелона – крупных поставщиков среди них нет», – сообщил РБК менеджер торговой компании, входящей в топ-10 ретейлеров России.
Представитель группы «Дикси» Анастасия Орлова утверждает, что поставки в магазины группы пока идут без перебоев. «Договорная система фиксирует график и объем поставки, поэтому пока проблем мы не ощущаем. Но тревожные настроения у поставщиков начали проявляться: есть запросы на повышение цены, падает интерес к акциям с большой скидкой», – добавила Орлова.
Времени на переговоры нет
Несмотря на штрафы за срыв поставок (до 50% от стоимости контракта), приостановили работу и многие другие поставщики.
Источник в компании – производителе бакалейной продукции объяснил, что «небольшие предприятия не могут, в отличие от крупных транснациональных компаний, торговать так долго себе в убыток»: «Сетям давно были разосланы предупреждения о повышении цены, ответа не последовало».
Около 70% участников рынка находятся в процессе переговоров, и если через один-два дня торговые сети откажутся принимать адекватные цены, поставки прекратятся вообще, говорит глава ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. «Пустые полки вызовут панику среди населения», поэтому ретейлеры, скорее всего, будут уступчивыми, считает он.
Председатель наблюдательного совета группы «Белая дача» Виктор Семенов рассказал, что его компания также направила в розничные сети уведомление о повышении цен и добивается сокращения срока согласования новых прайс-листов с 30 дней хотя бы до 14. «Но мы не приостанавливали поставок ни на один день: у „Белой дачи“ очень деликатная продукция, которая живет всего неделю, и мы не можем просто так остановить отгрузки», – говорит он.
Производитель рыбы и морепродуктов «Агама» сообщил сетям о повышении цен пропорционально росту курса доллара во вторник, признал председатель совета директоров компании Юрий Алашеев: ретейлерам дана неделя на согласование. Большинство сетей, по его словам, отреагировали «довольно спокойно».
«Ситуация шоковая и турбулентная: пока мы вчера писали письмо ретейлерам, доллар упал еще на 15%. Пришлось переписать письмо заново. Думаю, ситуация прояснится к понедельнику, когда сети отреагируют на наше письмо», – надеется Алашеев.
На сайте винного импортера Simple сейчас нет возможности заказать напитки. При попытке просмотреть ассортимент выдается сообщение о том, что товара нет в наличии. Онлайн-консультант сайта подтвердил, что продажи приостановлены в связи со сложившейся экономической ситуацией, проблема, по его словам, решится через день-два. Вице-президент и соучредитель компании Анатолий Корнеев уточнил, что «мера временная».
Коммерческий директор поставщика гречки и риса «Увелка» Андрей Агарков говорит, что поставки в сети производятся: «Рис мы закупаем по новой цене, но наши собственные расценки планово повысим в феврале, о чем предупредим сети заранее».
В группе ЭФКО, выпускающей масло, соусы и майонез, также сообщили, что компания не приостанавливала отгрузку, а последнее письмо о повышении цен отправила еще в ноябре.
Представитель агрохолдинга «Евродон» заявил, что компания пока не повышала цен на мясо птицы, но это произойдет неизбежно – компания строит новые комплексы на заемные деньги.
Производитель кондитерских изделий «Конфаэль» до конца декабря будет продолжать поставки, но вопрос с ценами придется решать, говорит председатель совета директоров Ирина Эльдарханова: «Торговые сети не идут на контакт. Думаю, диктовать им условия сейчас могут только производители товаров первой необходимости – например, молока. Нам же понадобился целый год, чтобы согласовать увеличение цены с Auchan на 3%».
При постоянно растущем курсе иностранной валюты нет времени на долгие переговоры о пересмотре цен, хотя по Кодексу добросовестных практик на это нужно отводить 45 дней, объясняет заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.
Опубликовано 20 декабря 2014 года.