Территориальные органы Роскомнадзора проконтролируют доступность для сотовых абонентов услуги отдельного счета для оплаты контента. Об этом «Известиям» сообщили в надзорном ведомстве. Открывшейся 1 мая возможностью защитить основной счет от списаний за SMS-рассылки, загрузку мелодий и т.п. пока воспользовались лишь десятки человек во всей стране. По мнению разработчиков законопроекта, операторы слабо информируют абонентов о новой услуге.
1 мая вступили в силу поправки к закону «О связи», согласно которым оператор связи на основании обращения абонента обязан создать ему отдельный лицевой счет для оплаты контентных услуг, оказываемых сторонними компаниями. С этого счета невозможно списать деньги в долг.
— Больше денег, чем вы туда положили, с вас снять не могут, — пояснил «Известиям» представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
Как отмечали в пояснительной записке к законопроекту его авторы — депутаты Госдумы Сергей Железняк, Алексей Митрофанов и Владимир Крупенников, — в 2012 году (поправки внесены в Думу весной 2013-го. — «Известия») значительно возросло количество жалоб сотовых абонентов на услуги контент-провайдеров, в том числе оказываемые через короткие номера. Граждане жаловались преимущественно на оказание услуг без их согласия, без предупреждения о размере платы на списание денег за непредоставленные услуги. В пояснительной записке со ссылкой на экспертов приведена цифра: при помощи различных уловок со счетов абонентов списывают более 10 млрд рублей ежегодно.
Роскомнадзор ранее заявлял о необходимости подобных поправок в закон «О связи» и участвовал в подготовке их текста, напомнил Ампелонский.
— Это связано с большим количеством обращений граждан о фактах мошенничества в контент-услугах, — пояснил он. — Операторы связи активно сдавали в аренду короткие номера, с помощью которых происходило списание средств со счетов абонентов, в том числе за незаказанные услуги.
Если не открыть дополнительный лицевой счет, то деньги за контент-услуги будут по-прежнему списываться с основного лицевого счета абонента.
В пресс-службе МТС «Известиям» сообщили, что компания уже готова принимать заявления абонентов на создание отдельного счета для контент-услуг. Обработка таких заявлений происходит в течение часа. Однако, по информации источника, близкого к компании, пока ее абоненты по всей стране подали не больше 10 подобных заявлений.
— Мы уже приняли первые заявления от абонентов, — заявил Константин Прокшин, руководитель департамента стратегических коммуникаций «Tele2 Россия». — Контентный счет будет создан в течение нескольких дней, о чем абонента уведомят по SMS. После этого расходы абонента на звонки, SMS и интернет будут списываться с основного лицевого счета, а на контент — с нового.
Деньги на новый счет абонент может переводить со своего основного счета с помощью специальной команды, добавил Прокшин. Предусмотрена возможность возврата средств с контентного лицевого счета на основной. При этом в «Tele2 Россия» на 5 мая количество заявлений также не превышает 10.
Президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский сообщил, что у региональных операторов пока заявлений также немного — единицы.
— Все законодательные обязательства операторы выполняют, подготовились вовремя, — сообщил он.
В «ВымпелКоме» и «МегаФоне» не стали раскрывать конкретные цифры по количеству желающих завести второй счет.
— Количество воспользовавшихся этой возможностью весьма незначительно. По аналогии с услугой переноса номера — ажиотажного спроса мы пока не видим, — рассказывает представитель «ВымпелКома» Анна Айбашева.
Один из авторов закона — депутат Владимир Крупенников считает, что операторы пока недостаточно информируют своих абонентов о новой возможности. В будущем она будет более востребована, добавил Крупенников.
— Открывать отдельный лицевой счет для контент-услуг невыгодно как для операторов связи, так и для контент-провайдеров. Ведь это приведет к сокращению рынка подобных услуг, — отмечает Денис Кусков, глава информационно-аналитического агентства Telecom Daily.
По словам Ампелонского, для подключения контент-услуг Роскомнадзор рекомендует гражданам обращаться в офисы продаж сотовых операторов. Своим территориальным отделениям ведомство рекомендовало контроль и систематическое наблюдение за оказанием этой услуги.
Если абоненты будут жаловаться в Роскомнадзор, что оператор связи не предоставляет данной услуги, ведомство может наложить на провинившуюся компанию административный штраф за невыполнение лицензионных условий — от 30 тыс. до 40 тыс. рублей.
Опубликовано 7 мая 2014 года.