Российский бизнес по производству мобильных устройств лежит в глубокой… дыре. На все, что производит российский сектор этого рынка, невозможно взглянуть без слез и мыслей о том, что кто-то в очередной раз разбазарил деньги или влил их в трубу абсолютно бесперспективных проектов. Мы либо закупаем дешевые китайские телефоны и планшеты, адаптируя якобы под определенные «российские стандарты», либо просто распиливаем выделенный на производство «российской разработки, не имеющей аналогов на мировом рынке» (потому что такую дрянь не будут выпускать даже китайцы), бюджет. Забавно, но в одном из таких случаев фигурируют «Российские железные дороги», на прошлой неделе с фанфарами и плясками представившие собственный смартфон, который якобы должен будет упростить различные рабочие процессы сотрудникам компании: документооборот, учет грузов и тому подобное. Смартфон на массовый рынок не поступит, но это далеко не главный (хотя, это скорее плюс) из его недостатков.
Поставщиком устройства является российская компания-интегратор R-Style, работающая со множеством государственных структур. Для проекта РЖД R-Style нашла, как это и бывает обычно в таких случаях, очередного китайского «ноунейм»-производителя и, слегка видоизменив, смогла подогнать телефон под требования заказчика. Само устройство называется FRMD101A.
Устройство оборудовано резистивным 4,5-дюймовым экраном с разрешением 960 x 540 пикселей и работает на базе двухъядерного ARM-процессора с частотой 1ГГц. Аппарат имеет 512 МБ оперативной и 4 ГБ постоянной памяти и находится под управлением операционной системы Android 4.x. В качестве мелочей здесь и слот для карты памяти, и чип ГЛОНАСС и цветная (да, так указывается на сайте R-Style) 5,0-мегапиксельная камера, батарея емкостью 5000 мАч с дополнительной батареей емкостью 600 мАч, уровень защиты IP54, а также программный набор, который будет необходим для сотрудников РЖД: считыватель контактных смарт-карт, сканер 1d/2d штрихкодов и так далее.
Производитель со всей скромностью указывает на своем сайте о том, что это «наилучшее в своем классе соотношение цена-функциональность». На выставке «InfoTrans 2013», где на стенде показывали это устройство, представители даже в какой-то момент заявили, что их телефон значительно дешевле iPhone, забыв при этом указать в какой именно Вселенной. Точную стоимость РЖД-телефона так и не назвали, хотя в таких случаях РЖД была обязана предоставить информацию о проводимых тендерах и стоимости на закупку нужного для сборки оборудования, однако сама она этого не сделала. Тем не менее в Сети в скором времени появилась такая информация, и сомневаться в правдивости этих данных у нас нет никакого желания. Было бы замечательно, если ОАО «РЖД» в итоге смогло опровергнуть стоимость каждого рабочего терминала (так позиционируется устройство), но согласно опубликованным сканам документов цена РЖД-телефона составляет 47 000 рублей. Заходим на сайт Apple.com в раздел магазина и видим, что максимальная комплектация новенького, стильного, красивого и по функциональности не уступающего iPhone 5s предлагается за 39 990 рублей.
По последним данным к данному моменту изготовлена первая партия из 600 РДЖ-телефонов общей стоимостью 28 200 000 (двадцать восемь миллионов двести тысяч) рублей. За партию из 330 штук общей стоимостью чуть больше 15 миллионов рублей уже заплатили. Та же партия из iPhone 5s обошлась бы дешевле. Но даже не это главное. Здесь следует сделать одну важную ремарку, стоимость профессиональных рабочих терминалов действительно очень высока — от тысячи долларов и выше. Но речь идет о качественной технике, а не о «ноунейм» устройстве, которое к тому же является полностью бесперспективным.
Взять хотя бы тот же стандарт защиты iP54, который преподносится производителем нечто за рамки выходящее. А если говорить по факту, то этим стандартом защиты обладает практически любой современный смартфон (и даже обычный сотовый телефон), представленный на данный момент на рынке. Производители просто не проходят нужных сертификаций, не видя в этом смысла. Просто потому что данный стандарт защиты способен по факту защитить устройство от дождя, брызг и небольших падений, но не в лужу. Для того чтобы иметь право хвалиться защищенностью своего устройства, производитель как минимум должен был обеспечить его защиту стандартом iP67, а лучше — IP68.
Если говорить о технической начинке этого аппарата — перед нами типичное китайское барахло, имеющее себестоимость около 150-170 долларов за штуку, без учета дополнительных функций, вроде считывателя смарт-карт, штрихкодов и емкой батареи, которая опять же по факту рассчитана на работу (прошу заметить профессионального рабочего инструмента, а не обычного смартфона) от 8 часов, при емкости 5000 мАч. Журналисты уже подсчитали, что стоимость замены этой батарейки составляет около 25 долларов, стоимость указанных сканеров составляет около 45-50 долларов. Даже накрутив цену, мы получим устройство не дороже 350-400 долларов в Китае, при условии заказа партии в 500 штук (минимальная оптовая партия). Вполне возможно, что стоимость создания специализированного программного обеспечения для сотрудников РЖД была заложена в стоимость терминалов, в таком случае цена на них может быть любой, но в это мало верится.
Обидно становится еще за то, что это никакая не «разработка устройства с нуля», а простая адаптация аппарата под свои нужды. Устройство, безусловно, со временем устареет, и деньги, потраченные на модернизацию (они, наверно, тоже включены в стоимость), не получится никак возвратить в будущем. Выход только один — бесконечно докупать эти кирпичи, а затем опять вкладывать свои деньги в чужие разработки для создания «своего» нового терминала.
Как обычно у нас и бывает: хотели как лучше, но получилось как всегда. Для тех нужд и задач, что есть у РЖД, подойдет любой (абсолютно любой) Android-смартфон с дополнительными сканерами. При таких затратах, денег бы хватило даже на беспроводные.
В Китае очень много компаний, занимающихся выпуском профессиональных терминалов, но их стоимость составляет всего около 400-450 долларов. В нашем же случае устройство обошлось почти в полторы тысячи долларов. Было бы желание, можно было создать такое же устройство на нашем собственном рынке, которое стало бы действительно нашей, а не китайской разработкой. Даже при малом объеме закупок таких аппаратов, вся затея оказалась бы рентабельной, что позволило бы создать в дальнейшем более крутое и даже уникальное устройство в своем классе. Но для этого нужно уметь и хотеть это делать. А у нас лучше всего пока умеют и хотят пилить.
Опубликовано 16 ноября 2013 года. Метки: смартфон