Благодаря продажам смартфонов объем рынка мобильных телефонов в минувшем году составил 254 млрд руб., что на 5% в штуках и 18% в деньгах больше, чем в 2013-м. Дешевые телефоны с ограниченным функционалом уступают «умным» гаджетам, причем смартфоны B-брендов занимают уже почти половину рынка.
За 2014 год в России было продано свыше 41 млн мобильных телефонов на сумму около 254 млрд руб., что выше показателей 2013 года на 5% в натуральном выражении и на 18% — в денежном, следует из отчета «Связного».
Росту рынка способствовала в первую очередь позитивная динамика в сегменте смартфонов: в прошлом году россияне купили 26 млн подобных устройств (на 39% больше, чем в 2013 году) на сумму около 227 млрд руб. (прирост на 25%), отмечают аналитики.
По словам гендиректора группы «Связной» Майкла Тача, в 2014 году у рынка смартфонов было два ключевых драйвера — увеличение продаж устройств В-брендов и рост реализации продуктов Apple. «Первый сыграл на увеличение продаж в штуках, второй повлиял на сохранение темпов роста рынка в деньгах — 25% в 2014-м к 2013-му», — говорит он.
Структура рынка мобильных телефонов продолжает меняться. Так, доля так называемых feature phones, обычных телефонов с функциями звонков и отправки SMS, за год сократилась на треть, говорилось в исследовании МТС по итогам третьего квартала 2014 года: на них пришлось лишь 38,4% всех проданных устройств, тогда как годом ранее — 52,3%. Данные «Связного» подтверждают: смартфоны вытесняют feature phones, а давление на рынок устройств, выпускаемых производителями второго эшелона, такими как Fly, Prestigio, Alcatel, Huawei, Lenovo, привело к тому, что их доля в штуках достигла уже 45% против 31% годом ранее. В деньгах продажи В-брендов составили 22%. До 8,9 тыс. руб. (на 7% меньше, чем в 2013-м) снизилась и средняя стоимость смартфона.
Рост рынка в денежном выражении объясняется главным образом особой ролью, которую играет бренд Apple. В 2014-м он был представлен во всех ценовых сегментах свыше 10 тыс. руб., что расширило целевую аудиторию покупателей, а интерес к новинкам их флагманских продуктов — iPhone 6 и 6 Plus — превысил спрос 2013 года как минимум в два-три раза. Причем в октябре-декабре продажи смартфонов увеличились сразу на 40% (в третьем квартале рост составил чуть более 20%) из-за резкого падения рубля. «Многие покупатели поспешили сделать покупки, ожидая повышения цен в конце года. Кроме того, ряд клиентов рассматривал приобретение дорогих смартфонов как некий вид вложения денег на фоне серьезной девальвации национальной валюты», — резюмируют в «Связном».
Процесс замещения продолжится и в 2015 году, но в силу непростой экономической ситуации российские потребители предпочтут функциональность смартфона его имиджевым характеристикам — это скажется на динамике роста рынка в денежном выражении, прогнозирует господин Тач. Несмотря на то что доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов в России превысила отметку 60%, проникновение «умных» устройств все еще не достигло уровня западных стран, что свидетельствует о потенциале продаж на 2015 год, полагают в компании.
Опубликовано 19 января 2015 года.