Компьютерные игры превзошли по объему доходов продукцию киноиндустрии. Впервые подобный перелом произошел несколько лет назад за рубежом, но в России и других странах СНГ ситуация до сих пор не была столь явной – оценки прибыли от кинопроката превышали аналогичный показатель для игрового рынка. Правда, сильное влияние на «расстановку сил» оказывал постоянный рост цен на билеты, но даже он не спас ситуацию.
Внесло свою лепту и повальное распространение недорогих смартфонов и планшетов – большинство пользователей охотно расстаются с небольшой суммой ради удовольствия поиграть на мобильной платформе. Да и социальные и сетевые игры завоевывают все больше симпатий: геймеры готовы вкладываться не только в оплату аккаунтов, но и в приобретение внутриигровых ценностей (артефактов, денег и аксессуаров).
В итоге к концу 2012-го доходы от игр, по данным Romir Movie Research, достигли без малого 41 млрд рублей, тогда как кассовые киносборы – 39 млрд. Да и количество посетителей кинотеатров снижается. Выходит, игры привлекательнее и прибыльнее кино?
Взглянем на динамику продаж мобильных игр: даже самые малодоходные – “Fruit Ninja”, “Clash of Clans” и “Hay Day” – приносят своим создателям до полумиллиона баксов чистой прибыли в месяц. А лидер продаж – “CSR Racing” – $12 млн, “FIFA World Class Soccer” в сети GREE – $6 млн и т. д.
Специалисты разводят руками, им ничего не остается, кроме как признать очевидный факт: рынком медиапродукции управляет лень пользователей. Они уже не желают искать подходящий фильм даже в Интернете, а уж ходить в кинотеатры тем более. Зачем тратить время, гораздо проще окунуться в мир виртуальной реальности, здесь и пообщаться можно, и развлечься, не покидая уютного кресла. Да и развлечения на любой вкус – от адреналиновых гонок и спортивных состязаний до неспешных браузерных казуалок.
Правда, психологи называют и третью причину: современные фильмы вызывают у зрителя чувство неполноценности, раздражения. Не всем по силам побывать в таких красивых местах, тем более сравняться с главными героями, овладеть магией или стать суперменом. Зато в компьютерной игре это доступно каждому, здесь можно легко победить соперника «вливанием реала» или стать непобедимым воином ценой потраченного времени.
Немалую роль сыграли и бизнесмены-продюсеры, отодвинув программистов. Как подсадить потенциального клиента «на игру» и уговорить его расстаться с некоторой частью сбережений – их учить не нужно.
Скорее наоборот – она стала примитивнее. И ожидать улучшений не стоит, учитывая нынешнюю тенденцию продавать грошовый товар втридорога. Ведь куда выгоднее, грамотно построив PR-кампанию, умело играть на интересах почтеннейшей публики, нежели вкладываться в создание произведений искусства, оплачивая услуги дорогостоящих специалистов. Что, впрочем, наблюдается на любом рынке товаров и услуг. Более того, аудитория продвинутых пользователей уже схвачена, теперь задача – привлечь как можно больше «чайников», тех, кто не слишком силен в компьютерной грамоте. Вырвать у обывателя из рук газету с кроссвордом и всучить ему планшет с игрой или приставочный геймпад – вот путеводная цель игрового бизнеса.
Аналогичную операцию необходимо проделать и с юным поколением, благо оно быстро осваивает простейшие действия с планшетом. Да и формула «закидать проект деньгами» никогда не работала, так что ожидать ощутимого вклада в развитие игр не стоит. Ну разве что часть выручки потратят на зрелищность, и то не факт.
Что касается меня, то фильмы толком не смотрю уже много лет. Изредка пересматриваю старые, любимые, пусть и не такие зрелищные, как сейчас, но зато, не знаю как выразиться, «человеческие», что ли. В кинотеатры не хожу принципиально, не нравится мне подобное развлечение. Зато в игры поигрываю периодически и с удовольствием, правда, пренебрегаю большинством новинок – уж больно они одноразовые. Старые добрые и здесь мне милее, а учитывая, что в последние пару лет активно появляются ремейки, я не одинок в своих предпочтениях.
Перепробовав множество бесплатных игр, я пришел к убеждению, что над ними поработали талантливые маркетологи, психологи и бизнес-аналитики. Вас не принуждают выкладывать деньги, потому что знают: через какое-то время вы сами изъявите желание плюнуть на все и приобрести нечто внутриигровое – за смешные же суммы! А иначе игровой процесс превращается в довольно унылое занятие. Понятно, что в конечном итоге эти «мелочи» приносят продавцу приличные дивиденды. При этом чем проще и схематичнее игра, тем надежнее доход. Видимо, все эти умные маркетологи здорово делают свое дело – многие из нас совсем не желают напрягать мозги и учить сложные игровые процессы, раз отрасль штампует все более примитивные продукты.
В борьбе за пользователя пока что лидируют онлайн-игры, лишь немного им уступают приставки, а на пятки уже наступают мобильные платформы. Десктопы безнадежно отстают и в скором времени, возможно, вовсе сойдут с дистанции. Лень-матушка, активно удобряемая умными маркетологами, окончательно лишает людей желания посещать кинотеатры. Да и кризис работает: куда проще купить за доллар игру или проплатить аккаунт и получить стабильное развлечение на долгие месяцы, да еще и с возможностью интерактивного общения с миллионами других лентяев. Разумеется, кино в этом плане катастрофически отстает, и, по всей видимости, его роль как вида развлечения уже не станет такой, как ранее.
Опубликовано 27 апреля 2013 года. Метки: игры, кино, развлечения