За минувший квартал Apple почти вдвое повышала цены на свою продукцию в России, и на то были свои причины. В период, когда национальная валюта дешевеет относительно доллара и евро, любая компания, не являющаяся благотворительной организацией, должна подстраиваться под условия локального рынка, каким бы непопулярным решением это ни было. Однако справедливо ли поступает наша любимая компания с российскими покупателями и не прав ли Эльдар Муртазин, заявляя, что она вытирает о них ноги? Давайте попробуем разобраться.
В октябре прошлого года, когда на российский рынок поступил iPhone 5s, средний курс доллара составлял примерно 32 рубля. За год американская валюта подорожала в среднем на 9 рублей, поэтому корректировка цены на смартфон Apple была логичной и ожидаемой. После этого доллар вырос еще сильней, и когда он приблизился к отметке в 70 рублей и российский онлайн-магазин Apple закрылся, было очевидно, что на этот раз цены будут вновь пересмотрены в сторону повышения. Так и произошло.
Тем не менее на этой неделе российская валюта начала сопротивляться, и уже по состоянию на 25 декабря округленный курс американского доллара равняется 53 рублям. И здесь было бы логично выяснить, эквивалентно ли текущее повышение цен росту курса валюты. Взяв в руки калькулятор, получаем, что за последние 14 месяцев iPhone подорожал в России на 80%. Что касается американской валюты, то за этот же период ее курс относительно российского рубля вырос на 65 процентов.
Разумеется, решение в Купертино о корректировке российских цен принималось в период резкого обрушения российского валютного рынка и во многом было мотивировано охватившей всех паникой. Теперь же, когда курс стабилизировался, стоит ли ждать того, что Apple решит адаптироваться к нынешним реалиям и опустить цены на те 15%, которые она оставила себе в виде своеобразного запаса? Судя по всему, ответ на этот вопрос даст рынок, и если российская национальная валюта продолжит укрепляться или хотя бы зафиксируется на текущей отметке, Apple придется признать необоснованное сохранение высокой цены. Пока же компания, по всей видимости, готовится к худшему и решила подстраховаться от дополнительной необходимости в закрытии магазина, с которыми она и так в последнее время зачастила.
С другой стороны, если взять магазины других регионов, то тот факт, что нынешняя цена на iPhone в России явно завышена, не оставляет сомнений. К примеру, в американском магазине iPhone 6 с 16 ГБ памяти без привязки к оператору стоит 649 долларов, что соответствует 34 400 рублей, то есть сопоставимо с первой официальной ценой аппарата в России. При этом разница с нынешней ценой составляет около 20 000 рублей, что даже с учетом всех налогов и пошлин кажется немыслимым. Если переместиться в Европу и сравнить российскую стоимость iPhone 6 с германской ценой, от которой она исторически почти не отличалась, то здесь ситуация более благоприятная, хотя тоже вряд ли может нас устроить. Так, в германском онлайн-магазине минимальная модель продается за 699 евро, что соответствует 45 000 рублей. Удорожание налицо, но этой цене все равно далеко до 53 990 рублей, которые «Эппл Рус» просит за свой телефон сегодня.
Какими бы ни были мотивы российского подразделения Apple, но главными победителям в сложившейся ситуации вновь являются серые дилеры, которые в отличие от официальных реселлеров могут себе позволить продавать iPhone 6 за 45 000 рублей, то есть по средней европейской цене. Надеемся, что в ближайшее время ситуация исправится и продукция Apple окончательно не превратится в России в товары премиум-класса. Но конечно, далеко не все в этой ситуации зависит только от самой компании.
Опубликовано 26 декабря 2014 года. Метки: Apple