«Захват в клещи» — одна из самых известных и классических военных атак. Впервые она была упомянута в книге Сунь Цзы «Искусство войны» и подразумевает одновременную атаку с разных сторон на одну общую цель и, соответственно, блокировку всех путей для ее отступления. В итоге противник либо сдается добровольно, либо до последнего пытается выбраться из этой ловушки. Правда, сделать это практически невозможно.
В 2013 году выручка компании Microsoft составила более 77 миллиардов долларов. Из этих денег 19 миллиардов долларов технологический гигант получил с подразделения Windows, а продажи остального программного обеспечения (в основном, Office) принесли ему еще 25 миллиардов долларов. Вместе они составляют более 56 процентов от общей выручки, поэтому если вдруг Microsoft лишится этих двух источников своего дохода, корпорации придется весьма несладко.
Если Microsoft хочет остаться на коне и продолжать править в мире продаж корпоративного ПО, ей необходимо постоянно разрабатывать что-то инновационное. И, что также немаловажно, делать эти продукты максимально доступными для пользователя.
Проще говоря, Microsoft сейчас заперта в большой «коробке», поскольку очень сильно зависит от своей операционной системы и офисного пакета. Но у нее просто нет другого выбора. Microsoft не может производить такие продукты, которые на самом деле будут интересны потребителю. Zune? Windows Phone? Bing? Единственные, кто все это использует — это, пожалуй, технологические журналисты, которым нужно быть в курсе всех новинок.
Более 10 лет назад одна компания ворвалась на технологическую «сцену» так, как этого не делал еще никто. Она смогла создать простое устройство с зеленым экраном, на который выводились различные текстовые сообщения, при этом гаджет издавал весьма раздражительные оповещающие звуки. Узнаете его? Разумеется, речь идет о пейджере — в свое время он был популярен не только среди обычных пользователей, но и даже в кругу известных банкиров и политических деятелей.
Разумеется, создатели такого удивительного устройства вскоре окунулись в море денег и славы. После получения солидных инвестиций они начали экспериментировать с мобильными телефонами, которые были бы доступными для всех и сочетали в себе портативность, удобство и надежность, что были у пейджера.
Спустя несколько месяцев упорной работы они все же смогли разработать мобильный телефон, который существенно отличается от современных моделей. Тем не менее инженеры компании знали, что они произвели устройство, призванное «взорвать» мировой рынок. Все это знали. И осознавали, что выход на широкий круг потребителей с таким девайсом равносилен попаданию компании в список самых дорогостоящих корпораций в мире.
И они были правы.
Но вскоре начались первые проблемы. Погруженные в пучину своего успеха, инженеры боялись экспериментировать. Руководители боялись дать соответствующее распоряжение. Они боялись, что если в гаджете изменится что-либо существенное, он уже будет никому не нужен. Невольно они стали узниками той самой «коробки», в которой Microsoft находится прямо сейчас.
Они были обречены на провал. Так и произошло.
В 2007 году другая компания представила революционное, по ее мнению, устройство. Людям нравился новый девайс, но компания, которая фактически уже была первой, совершенно не беспокоилась. Ее руководители считали, что создать такой гаджет было просто «невозможно».
Тем не менее это случилось. И BlackBerry — компания, создавшая те самые пейджеры, о которых упоминалось выше, — запаниковала. В 2007 году Apple настолько снизила цены на iPhone, что BlackBerry невольно очутилась за пределами рынка.
BlackBerry никогда не задумывалась об инновациях до тех пор, пока не стало слишком поздно. И даже тогда, когда она, казалось бы, пыталась сохранить свой «корабль» на плаву, компания лишь панически закрывала пробоины, причем всем, что было у нее под рукой.
Microsoft заперта в такой же ловушке. Корпорация настолько зависит от новых версий Windows и пакета Office, что при всем желании не сможет из нее выбраться.
За примерами далеко ходить не надо. В 2010 году BlackBerry попыталась вновь ворваться на рынок с новым продуктом (как в старые добрые времена), но опять же было слишком поздно. То же самое касается Windows 8. Она настолько отличается от Windows 7, что пользователи до сих пор не рискуют ее устанавливать. В первые месяцы после релиза операционной системы количество обновившихся было невероятно мало.
Для сравнения — за сутки Apple смогла распространить ровно столько же копий OS X Mavericks, сколько Windows 8 приобрели за несколько месяцев.
Основным выпадом в сторону Microsoft со стороны Apple стало бесплатное распространение OS X Mavericks и офисного пакета iWork с полным пониманием того, что ее конкурент никогда не сможет провернуть нечто подобное. Возвращаясь к аналогии с «клещами», можно сравнить с ними iWork и OS X Mavericks, которые нависли над единственным выходом из «коробки», где засела Microsoft.
Главная возможность стать более инновационной, чем Apple, теперь снова потеряна.
Но надолго ли?
Опубликовано 16 ноября 2013 года. Метки: Apple, Microsoft